Добрый вечер! возник вопрос про товарный знак. Если есть зарегистрированный товарный знак "Изящные сладости" является ли нарушением их прав назвать другую компанию "Изящные Сладости CAKE BOUTIQUE"? (при том, что у них абсолютно разные логотипы) обе компании занимаются кондитерскими изделиями https://isladosti.ru - сайт "Изящные сладости" https://vk.com/izuyachnosti - логотип Изящные Сладости CAKE BOUTIQUE
-
Добрый день!
Законодатель дает четкое определение товарному знаку и указывает на его исключительную особенность — товарный знак позволяет идентифицировать конкретный товар или группу продукции (услуг). Визуально он действительно выглядит как текстовой либо графический объект, нанесенный на продукцию, упаковку, или используемый в рекламных целях. Однако сам факт размещения красивого и запоминающегося знака недостаточно, чтобы защитить его от противоправного использования конкурентами. Для этого необходимо оформить свидетельство в Роспатенте.
Товарный знак рассматривается как объект интеллектуальной собственности, ведь придумать или разработать уникальное обозначение можно только в ходе творческого процесса. Выделим характерные признаки товарного знака, которыми он должен обладать, чтобы пройти регистрацию:
- обладает различительной способностью;
- не использует сочетания букв, не имеющие словесного характера (например, РВП, ТВГ) и характерного графического исполнения;
- не использует официальную символику, официальные названия и изображения объектов культурного наследия;
- не вводит потребителя в заблуждение, не является ложным или общеизвестным;
- не содержит обозначение, идентифицирующее иностранные алкогольные напитки;
- не противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Товарный знак, торговая марка, логотип, бренд— в чём же разница?
По сути, для Роспатента нет никакой разницы — это все товарные знаки, просто товарный знак может быть выражен в разной форме. Давайте их рассмотрим:
Логотип
Это графические эмблемы, знаки или символы, которые используются для распознавания продукции или самой компании. Зарегистрировать его нельзя, поскольку в российском законодательстве он не имеет юридического определения. Это частный случай товарного знака. Логотип может быть изображением или сочетанием слов и изображения.
Бренд
Это более глобальное понятие, которое может включать в себя несколько видов товарного знака. Например, товарный знак на цвет, название, слово. Исключительные права на бренд в РФ не регистрируются. Поэтому можно зарегистрировать весь брендбук отдельными товарными знаками: слоган (словесный товарный знак), логотип (изображение или комбинация слов и изображения), звук (если написан специально под бренд), этикетку, цвет. Порой также возникает необходимость отдельно регистрировать товарный знак в цвете, поскольку уже есть судебные прецеденты. Например, суд посчитал товарный знак в цвете не нарушающим права товарного знака в черно-белом исполнении, который уже был зарегистрирован.
Торговая марка
По всем своим признакам торговая марка идентична торговому знаку, однако в России можно зарегистрировать только второй вариант обозначения. Торговые марки используются в большинстве правовых систем иностранных государств (например, США, Великобритания и т.д.), т.е. вариант использования одного из указанных обозначений выбирает законодатель конкретной страны. Однако между торговой маркой и товарным знаком есть существенные различия исходя из норм отечественного и зарубежного права:
Торговая марка:
- служит средством индивидуализации и устанавливает ответственность за качество продукции
- зарубежная торговая марка не получает защиту на территории РФ от нелегального использования со стороны третьих лиц, ее нужно зарегистрировать в Роспатенте как товарный знак
- обозначение «ТМ» может существовать на территории РФ, но не защищено законодательством нашей страны. В зарубежных странах применение данного символа означает, что заявка на регистрацию товарного знака уже подана, но свидетельство еще не выдано.
Торговый знак:
- служит только средством индивидуализации
- регистрируется в Роспатенте и получает защиту на всей территории России от противоправного использования
- обычно сопровождается символом «R», который означает, что товарный знак уже прошел регистрацию в Роспатенте, а правообладатель получил свидетельство.
В статье 1482 ГК РФ зафиксирован общий перечень обозначений, которые можно зарегистрировать в качестве товарного знака:
- текстовые обозначения, слова и словоформы — в этом случае используются только буквенные символы без применения графики;
- изобразительные обозначения — торговый знак состоит из графических элементов и блоков, без включения текста;
- объемные обозначения — графический или иной творческий замысел, выраженный в трехмерном виде;
- цветовые, звуковые или тактильные обозначения;
- комбинированные обозначения — различные сочетания перечисленных текстовых, графических и объемных объектов.
Если иные виды товарных знаков позволяют однозначно идентифицировать товар предприятия, то закон разрешает их использование. В отношении цветовой гаммы указанных обозначений ГК РФ также не содержит ограничений.
Таким образом, при полном сходстве признаков торговых марок и знаков, различие между ними на территории РФ заключается в возможности зарегистрировать исключительные права.
В вашем же случае
«Изящные сладости» и «Изящные Сладости CAKE BOUTIQUE» — отдельные виды товарного знака (независимо от регистрации последнего), слова «CAKE BOUTIQUE» придают эту разницу, соответственно нарушения интеллектуальных прав нет.
Однако лучше не рисковать, ведь в любой момент конкурент просто может зарегистрировать также и ваше написание — ваш товарный знак и подать на вас же в суд.