Обращаясь в больницу, пациент рассчитывает на квалифицированную и своевременную помощь, гарантированную законодательством. Но гражданин не всегда получает должное качество лечения, сталкивается с некомпетентностью и хамством. Куда жаловаться на поликлиники и как правильно написать жалобу в Министерство здравоохранения?
Как правильно написать жалобу на поликлинику
Установленного образца жалобы на больницу, поликлинику или врача нет. Все зависит от того, в какой орган для защиты прав обращается пострадавшая сторона. Жалоба должна содержать:
- «шапку» - в правом верхнем углу указывается полное официальное название учреждения, в которое подается жалоба и реквизиты жалобщика: ФИО, адрес проживания, контакты;
 - название - «Жалоба» или «Жалоба на городскую поликлинику №…»;
 - основную часть - лаконично изложить все детали произошедшего, с указанием дат, ссылками на документы и законодательство, которые были нарушены;
 - требования: просьба провести проверку деятельности учреждения, уровня компетентности медперсонала, взыскать ущерб;
 - перечень прикрепленных документов: копии справок, назначений, выписки, ответы на прежние обращения, если такие имеются;
 - дата и подпись.
 
Все государственные органы, согласно закону №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» обязаны принимать и рассматривать жалобы. Согласно статье 11, заявление гражданина может быть не принято:
- при употреблении ненормативной лексики и оскорблений;
 - послание анонимно;
 - если ответ предусматривает раскрытие гостайны и другой закрытой информации;
 - если ответ уже был дан жалобщику, и обстоятельства не изменились, повторно он не дается;
 - если письмо написано неразборчиво, или непонятна суть претензии или вопроса.
 
Куда подавать жалобу на медицинское учреждение
Конституционное право на медицинскую помощь можно защитить, обратившись в ряд инстанций, в зависимости от характера произошедшего и причинённого пациенту ущерба:
- Органы местной власти – подразделения, курирующие вопросы медицины. Это первая инстанция, в которую необходимо «стучаться» в случае конфликта с медучреждением.
 - Профильное министерство – Минздрав России управляет работой всей системы здравоохранения в стране и уполномочен контролировать любое медучреждение.
 - Прокуратура – ведомство имеет право проводить прокурорские проверки при нарушении любых прав граждан, в том числе на качественное медобслуживание.
 - Полиция – в случае правонарушения, касающегося статей уголовного кодекса: халатность, вымогательство или намеренное нанесение вреда здоровью.
 - Страховая компания – если поликлиника отказала в услуге, которая покрывается договором обязательного или добровольного страхования, или же вносит в лечение излишние опции для увеличения счета.
 - Суд – иск следует подавать в районный суд по месту жительства истца или адресу поликлиники. Перед этим следует предпринять попытку урегулировать спор в досудебном порядке - направить официальную претензию.
 - Роспотребнадзор – если права пациента были нарушены в частной клинике при оказании платных услуг, потребовать возмещения можно через орган государственного надзора за качеством товаров и услуг.
 - Правозащитные организации – в филиалах негосударственных организаций по защите прав пациентов можно получить юридическую консультацию и поддержку волонтеров.
 
Министерство здравоохранения
Минздрав – главный регулирующий и контролирующий орган в сфере охраны здоровья. На официальном сайте ведомства описаны способы, с помощью которых граждане могут обратиться в министерство:
- по телефонам «горячей линии»;
 - письменно, по факсу или обычной почте;
 - на приеме граждан специалистами ведомства;
 - онлайн.
 
При отправке жалобы почтой лучше выбрать письмо с уведомлением, чтобы понимать, когда оно зарегистрировано и принято в работу. Если письмо доставляется лично в офис министерства в Москве, оно должно быть официально зарегистрировано как входящее с соответствующим номером, на копии должностное лицо обязано поставить подпись и дату.
Подача жалобы через интернет
Отправить сообщение в Минздрав можно с официального сайта ведомства с помощью электронной формы. Звездочками отмечены графы обязательные для заполнения:
- фамилия и имя;
 - субъект федерации;
 - обращение;
 - выбор способа получения ответа – по электронной или обычной почте.
 
Жалоба на медицинское учреждение не может быть объемней 2000 знаков. К обращению можно прикрепить файлы скан-копий документов.
Важно! Аналогичный способ онлайн-обращения с 2019 года доступен через портал «Госуслуги».
Жалобы, присланные на служебные e-mail-адреса отделов Минздрава, не рассматриваются.
Горячая линия жалоб на медицинские учреждения
В меню официального сайта Минздрава в верхнем левом углу красным цветом выделена плашка «Горячая линия» для звонков населения. Чтобы узнать номер, по которому следует звонить, в списке или на карте необходимо выбрать регион проживания. На странице появляются номера телефонов и список тем, по которым следует по ним обращаться.
В Минздраве также есть специальная справочная служба, которая по телефону предоставляет сведения о том, как продвигается рассмотрение жалобы.
Важно! Федеральный орган власти не направляет сотрудников в регионы по каждому письму, а собирает информацию путем запросов в нижестоящие учреждения: горздрав, комитет по здравоохранению района. Чтобы избежать такого «круговорота» эффективней обращаться в Министерство здравоохранения, пройдя инстанции нижнего уровня. Полученные ответы при этом следует прикреплять к обращению.
На рассмотрение обращений министерству дается месяц. Если требуется углубленное изучение проблемы или запрос дополнительных данных, разбирательство может быть продлено на аналогичный срок, о чем заявителя извещают в письменной форме.