В случае неправомерных действий медучреждения или его сотрудников, в арсенале пациентов имеется ряд способов защиты своих законных прав и интересов. В том числе путем привлечения правоохранительных органов и взыскания ущерба через суд. Можно пожаловаться на больницу и Минздрав. Куда жаловаться на больницу зависит от аспектов конфликта и серьезности нарушений законодательства.
Куда писать жалобу
Право на выбор больницы, качественное и доступное медобслуживание, информацию о ходе лечения установлены законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан». Статья 7 Документа регламентирует порядок и стандарты оказания медпомощи в различных ситуациях. При нарушении больницей и медперсоналом любых из них, пациент может требовать разбирательства, наказания виновных или возмещения ущерба.
В зависимости от ситуации подать жалобу можно в:
- Органы региональной власти, курирующие вопросы здравоохранения – обращения в горздрав, комитет по здравоохранению.
- Страховую компанию – при нарушении условий договора обязательного или добровольного медстрахования.
- Министерство здравоохранения – главный контролирующий орган в сфере медицины.
- Роспотребнадзор – организация контролирует качество оказания услуг, в том числе и медицинских. Сюда следует обращаться в случае конфликта с частными больницами.
- Общественные правозащитные организации – негосударственные структуры, призванные защищать пациентов могут оказать юридическую поддержку, помочь в оформлении документов, а также придать инцидент огласке.
- Прокуратура – служба призвана реагировать на любые нарушения гражданских прав.
- Полиция – требование взятки, халатность, умышленное причинение вреда здоровью подпадают под нормы уголовного законодательства.
- Суд – для защиты прав или возмещения причиненного ущерба.
В отдельных случаях можно подавать жалобы на поликлинку или врача в санитарно-эпидемиологические службы, госкомиссии, финансово-контрольные учреждения.
Открытое письмо
Данный вид обращения отличается от остальных публичностью. Письмо пишется для привлечения внимания общественности к резонансной ситуации. Размещаются такие письма в СМИ, на специальных площадках в Интернет, пабликах соцсетей. Подписантом может быть один человек или группа лиц, столкнувшаяся с проблемой, нерешаемой стандартными методами.
Форма написания такого обращения свободная. Но ключевые элементы традиционного заявления должны присутствовать:
- указание лица или ведомства, кому адресовано письмо;
- факты и обстоятельства, при которых были ущемлены права гражданина или группы граждан;
- требования к адресату.
Открытое письмо может стать поводом для проведения проверок компетентными органами – Министерством здравоохранения, правоохранителями, Роспотребнадзором, но нормативная база не содержит требования об обязательной реакции на публикации, о которых адресат может даже не знать.
Важно! Чтобы открытое письмо гарантировано получило ответ, копию следует направить ведомству лично, по почте или онлайн.
Жалоба в Минздрав
Право пожаловаться на больницу в Минздрав есть у каждого пациента. По нормам закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан», Министерство обязано рассмотреть жалобу и дать официальный ответ в течение месяца. Если ситуация требует углубленного изучения и сбора данных в других ведомствах, срок рассмотрения может быть увеличен еще на 30 дней. При этом Минздрав должен предупредить жалобщика, что процедура затягивается.
Направить жалобу в ведомство можно:
- по почте;
- через Интернет ресурсы ведомства и портала «Госуслуги»;
- Факсом – номера телефонов указаны на официальном сайте.
- на «горячую линию».
- на личном приеме.
Важно! Для проверки изложенных сведений министерство направляет запросы в ответственные инстанции города и области и строит ответ, исходя из полученной информации. Жалоба все равно будет направлена в городской или региональный орган здравоохранения, поэтому в Минздрав эффективней обращаться уже после получения ответов от нижестоящих ведомств.
Жалоба через Интернет
На сайте Минздрава в разделе «Общественная приемная» есть электронная форма отправки сообщения. Заполнение граф со сведениями о заявителе и его регионе проживания обязательно. Анонимные обращения в работу не принимаются.
Сообщение не должно превышать две тысячи символом. Через сайт также можно направить скан-копии документов, подтверждающих изложенные заявителем сведения. Ресурс позволяет выбрать вариант получения ответа: по e-mail или обычной почтой.
С 2019 года жалобу на госучреждение можно подать через портал «Госуслуги».
Важно! Письма, присланные на адресам электронной почты подразделений министерства, не рассматриваются. Министерство также имеет право оставить без ответа письма с оскорблениями, угрозами, нецензурной лексикой.
Образец жалобы на больницу
Жалоба не имеет установленного бланка и пишется в произвольной форме. Документ состоит из нескольких частей:
- «шапка» - в верхнем левом углу указывается, кому адресовано письмо и реквизиты жалобщика: ФИО, адрес, контакты;
- Название – «Жалоба на больницу…». Важно указать правильное название медучреждения;
- Основная часть – изложение сути произошедшего: дата, место, ссылки на законодательство или договор, которые были нарушены;
- список приложений – к письму необходимо приложить копии всех документов, подтверждающих правоту жалобщика;
- дата и подпись.
В Минздраве работает телефонный сервис, позволяющий по звонку проверить ход рассмотрения обращения.