Если покупатель приобрел некачественный товар, Закон о защите прав потребителей гарантирует возможность его заменить, устранить недостатки. Если покупатель пожелает, он имеет право на возврат денег за товар ненадлежащего качества. Право выбора инструмента для защиты прав предоставлено покупателю.
Права потребителей
Если покупатель обнаружит, что приобретенный товар имеет дефекты и не отвечает требованиям по качеству, ст. 18 ФЗ РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» разрешает:
- предъявить продавцу, изготовителю, импортеру или уполномоченному магазину требование о замене продукта на аналогичный;
- предъявить продавцу требование о замене продукта на похожий товар другой фирмы с соразмерным перерасчетом стоимости;
- потребовать пропорционального дефекту снижения стоимости продукта;
- требовать проведения ремонта или устранения дефекта иным образом, или возмещения понесенных покупателем расходов на самостоятельную починку;
- вернуть некачественный товар, отказаться от заключенной сделки и потребовать возврата ранее уплаченных продавцу денег.
Важно! Покупатель вправе самостоятельно выбирать способ защиты. Отсутствие у него чека, квитанции или иного документального доказательства факта покупки и цены не лишает покупателя описанных прав. Даже в этой ситуации продавец обязан принять товар, проверить его на предмет наличия дефектов, а в случае разногласий с покупателем – провести независимую экспертизу, в которой покупатель вправе участвовать.
Если речь идет об обмене, возврате, уценке крупного товара или вес которого превышает 5 кг, покупатель вправе требовать от продавца обеспечения доставки этого товара. В случае, когда такая возможность отсутствует, покупатель вправе потребовать возмещения расходов на доставку.
Закон дает покупателю право даже на обмен и возврат товаров надлежащего качества, но только когда изделие не подошло по фасону, размеру, цвету или комплектации.
Ненадлежащее качество: что значит
Законодатель не дает однозначного ответа, какой товар является некачественным и что такое ненадлежащее качество. Некачественным следует считать изделие, содержащее недостатки, в том числе существенные. В соответствии с Преамбулой к ФЗ № 2300-1:
- обычным недостатком считается дефект, наличие которого создает несоответствие изделия требованиям закона или договора и исключает возможность его нормального целевого использования, о котором покупатель в вышеописанном порядке сообщил реализатору;
- существенным недостатком считается неустранимый дефект или устранение которого влечет несоразмерные стоимости изделия расходы, или другие подобные недостатки.
Важно! Ненадлежащим следует считать изделие, если оно содержит хотя бы одно из описанных качеств и признаков.
Сроки предъявления претензии
В соответствии со ст. 19 ФЗ № 2300-1, покупатель вправе предъявить продавцу претензию относительно качества изделия или продукта, если дефекты были обнаружены в течение установленного срока гарантии или годности. Если такой срок не определен, претензионное право действует в течение разумного срока, который не может превышать 24 месяцев с момента продажи или доставки товара покупателю, если эти моменты не совпадают.
Важно! Если срок гарантии составляет менее 24 месяцев, право на претензию может быть реализовано и после истечения срока гарантии, но только если покупатель докажет, что дефекты изделия возникли до момента его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Если речь идет о технически сложном товаре - об электронике, транспортных средствах, бытовой технике и прочих изделиях, определенных Постановлением Правительства № 924, - обмен или возврат допустим лишь в 15-дневный срок. По истечении этого срока возможность действует лишь если:
- обнаружен существенный неустранимый дефект;
- продавцом нарушены сроки для устранения недостатков;
- в силу неоднократного проведения гарантийного ремонта изделия его использование невозможно в течение совокупного срока, превышающего 30 дней в течение календарного года;
Обмен изделия
Если у изделия обнаружены дефекты, и покупатель предъявил требования о его замене, продавец, согласно ст. 21 ФЗ № 2300-1, обязан провести его замену на новый товар должного качества:
- в недельный срок с момента обращения в общих случаях;
- в 20-дневный срок после обращения, если есть необходимость проведения дополнительной проверки;
- в месячный срок после обращения, если на момент обращения необходимый товар в продаже отсутствует;
- в срок, необходимый для осуществления очередной доставки в место продажи, если продажа осуществлена в районах Крайнего Севера.
Важно! Если срок обмена превышает недельный период, а товар характеризуется как изделие длительного пользования, по требованию покупателя на время произведения обмена ему может быть предоставлен аналогичный продукт, обладающий такими же потребительскими характеристиками и свойствами.
Последствия продажи некачественного товара
Помимо обмена, ремонта, уценки или возврата некачественного изделия, статья 18 ЗОЗПП дает покупателю право требовать от продавца возмещения убытков.
Если продавец нарушит сроки для выполнения требований покупателя, установленные ст. 20, 21, 22 ФЗ № 2300-1, с него, согласно ст. 23 ФЗ № 2300-1, может быть взыскана неустойка в размере 1% от стоимости проданного изделия за каждый просроченный день. В качестве стоимости берется та цена, которая действовала у продавца на день, когда требование покупателя было удовлетворено или, если требование не удовлетворено добровольно – на день, когда вынесено судебное решение.