Если купленное потребителем изделие окажется некачественным, закон позволяет вернуть его в течение всей гарантии и получить деньги обратно. В отличие от него, возврат технически сложного товара - ТСТ - надлежащего качества невозможен. Для его возврата должен быть подтвержден дефект или иное отклонение от качества. Какой срок проверки качества технически сложного товара?
Какие товары относятся к ТСТ
Технически сложными следует считать изделия, конструктивные особенности которых включают в себя сложных механизмы, микросхем и детали, при производстве которых используются высокие технологии и сложное инженерно-техническое оборудование. Исчерпывающий перечень таких изделий утвержден Постановлением Правительства № 924, согласно которому в него входят:
- легкие воздушные суда, вертолеты, иная летная техника;
- транспортные средства, участвующие в дорожном движении;
- тракторы, комбайны и иная сельскохозяйственная техника с двигателями;
- ТС, предназначенные для движения по снежному покрову;
- туристические, спортивные и транспортные плавсредства;
- навигаторы, рации, средства спутниковой связи;
- ПК, ноутбуки, принтеры и мониторы;
- спутниковые антенны и приставки, игровые консоли, телевизоры и проекторы;
- фото- и видеотехника, объективы и оптическое оборудование;
- холодильники, кондиционеры, бойлеры и иная бытовая техника;
- наручные часы, имеющие более 1 функции;
- иное ручное и переносное электрооборудование.
Основная цель его утверждения – использование в контексте прав потребителя, в частности прав при обнаружении изделий ненадлежащего качества и содержащего дефекты. Одно из таких прав – право на возврат изделия.
Возврат технически сложного товара
В соответствии с п.п. 47-52 Правил, утв. Постановлением Правительства № 55, при продаже ТСТ бытового назначения, проверка работоспособности проводится в присутствии покупателя. Он ознакамливается с устройством и его действием, изделие демонстрируется в собранном и действующем состоянии, по требованию проводится сборка, установка и проверка работоспособности.
Важно! П. 11 Перечня, утв. Постановлением № 55 исключает возможность владельцев ТСТ бытового назначения вернуть его в 14-дневный срок, что в отношении всех остальных категорий товаров гарантировано в соответствии со ст. 25 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Однако, право на возврат гарантировано в случае, если у изделия обнаружатся дефекты, в том числе существенные. Наряду с возвратом товара и получением обратно денег, у покупателя ТСТ имеется право на:
- обмен на аналогичное изделие или похожее изделие другого бренда, соответствующее по пользовательским характеристикам;
- пропорциональное дефекту снижение цены изделия;
- бесплатное устранение дефекта, то есть его ремонт, или возмещение расходов на его проведение.
Но, согласно п. 1 ст. 18 ФЗ № 2300-1, обмен и возврат допустимы лишь при обнаружении дефектов в 15-дневный период с момента оформления купли-продажи. После этого срока вернуть ТСТ с дефектами и получить обратно деньги можно лишь в случаях, когда:
- обнаружены неустранимые дефекты;
- продавец просрочил максимальные сроки гарантийного ремонта;
- в силу множественных ремонтов использование ТСТ невозможно в течение совокупно 30 дней на протяжении 1 года.
Если условия для возврата сложного изделия удовлетворены, и владелец ТСТ предъявил соответствующее требование, деньги должны быть возвращены в 10-дневный срок с момента претензии. В случае нарушения указанного срока в пользу покупателя может быть взыскана неустойка. Размер ее составляет 1% от стоимости ТСТ, установленной в магазине на день положенной выплаты или на день вынесения решения суда, за каждый день просрочки.
Важно! Требование о возврате предъявляется продавцу. Согласно п. 3 ст. 18 ФЗ № 2300-1, оно также может быть предъявлено международному импортеру ТСТ в Российскую Федерацию, производителю или уполномоченным магазинам и предпринимателям.
Проверка качества технически сложного товара
Покупатель вправе предъявить продавцу претензию относительно дефектов приобретенного им товара независимо от того, сохранился ли у него товарный чек. Продавец обязан принять указанный товар и провести его проверку на предмет работоспособности и выявления дефектов, о которых заявил владелец. Он также по своему желанию вправе участвовать в проверке.
Если по ее результатам у сторон возникнут разногласия относительно поломки, продавец обязан за свой счет организовать экспертизу. При ее проведении также может присутствовать владелец ТСТ. При необходимости он вправе оспорить заключение эксперта в суде. Если в итоге окажется, что продавец не отвечает за поломку, бремя погашения расходов на экспертизу возлагается на покупателя. В остальном отвечает продавец, если не сможет доказать, что дефекты возникли в силу неправильной эксплуатации или транспортировки изделия.