Если покупатель обнаружит дефекты у купленного изделия до истечения гарантийного срока, он может потребовать возврат денег за товар. Возврат товара по гарантии можно осуществить как продавцу, так и иному ответственному за это лицу. Как вернуть поломанное изделие по гарантии?
Общие сведения о возврате по гарантии
В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП), один из вариантов поведения владельца некачественного товара при обнаружении у него дефектов – это возврат изделия продавцу с требованием о возврате уплаченной покупной стоимости. Это возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
- продавец при заключении сделки умолчал о возможных дефектах;
- дефекты товара были обнаружены в течение срока гарантии или годности товара;
- обнаруженные дефекты возникли не по вине владельца изделия, в условиях нормального целевого использования.
Важно! Магазин отвечает за ненадлежащее качество изделия на гарантии до момента, пока не докажут, что обнаруженные владельцем дефекты возникли в силу нарушения правил использования, хранения, доставки, по вине третьих лиц или по иным причинам, за которые магазин не отвечает.
Статья не дает ответа, какое изделие следует считать некачественным. По логике закона и в соответствии с его Преамбулой, это изделие, которое содержит:
- обычные недостатки – дефекты, в силу которых изделие не отвечает требованиям закона или условиям сделки, не может нормально использоваться по целевому назначению и о которых владелец товара сообщил их продавцу;
- существенные недостатки – дефекты, устранение которых невозможно или влечет несоразмерные по сравнению со стоимостью изделия расходы.
Помимо возможности вернуть изделие с дефектами, закон также дает владельцу право в течение гарантии на свое усмотрение:
- произвести обмен изделия на аналогичное или другого бренда, соответствующее по характеристикам, с пересчетом его стоимости;
- потребовать бесплатного устранения дефектов или оплаты расходов на это;
- потребовать пропорционального утрате ценности изделия снижения его цены.
Подлежит возмещению в полном объеме ущерб, причиненный покупателю вследствие передачи изделия ненадлежащего качества.
В соответствии со ст. 25 ЗОЗПП, вернуть можно и изделие надлежащего качества, но только если с момента его покупки прошло не более двух недель, товар не подошел покупателю по цвету, фасону, размеру или комплектации и продавец не смог его обменять.
Закон о возврате товара: порядок возврата денег
Для возврата некачественного продукта покупателю достаточно обратиться к продавцу с претензией и требованием о возврате ранее уплаченных сумм. Если у него отсутствует товарный чек, это не является препятствием.
Магазин обязан принять изделие, провести его осмотр и проверку на предмет качества. Если между покупателем и магазином возникли разногласия относительно наличия дефекта и его природы, продавец за свой счет организует экспертизу. При проведении как проверки, так и экспертизы имеет право присутствовать владелец изделия.
Если в результате будет установлено, что дефект возник по вине владельца, он обжалует такое экспертное заключение через суд. В противном случае именно на него возлагается обязанность по возмещению расходов на экспертизу по п. 5 ст. 18 ЗОЗПП.
Если будет достоверно установлено возникновение дефекта не по вине покупателя, он вправе требовать возврата денег, но с учетом особенностей.
Сроки возврата денег за товар
Право на возврат действует на протяжении всего гарантийного периода, кроме случаев покупки технически сложного изделия - телефоны, бытовая техника, электроника и других, установленных Постановлением Правительства № 924. Их можно вернуть или обменять только в течение первых 15 дней использования. По их истечении покупатель может потребовать лишь ремонта или пропорционального дефекту снижения покупной цены. Потребовать возврата денег и после 15 дней использования, согласно п. 1 ст. 18 ЗОЗПП, можно в случаях:
- когда у изделия выявлены неустранимые дефекты;
- когда магазин нарушил сроки проведения гарантийного ремонта;
- когда в результате многочисленных ремонтов изделие не может должным образом использоваться совокупно в течение более чем 30 дней на протяжении 1 календарного года.
Важно! Магазин обязан выплатить деньги за поломанное изделие в 10-дневыный срок после того, как владелец изделия предъявит соответствующее требование по ст. 22 ЗОЗПП.
Если этот срок будет нарушен ответственным лицом, на него возлагается гражданская ответственность: покупатель может настаивать на взыскании пени в размере 1% от цены изделия за каждый просроченный день. Предельной суммы такой пени не установлено. В качестве цены используется стоимость изделия, действующая в магазине на день, когда возврат денег произведен либо когда суд вынесет решение о возврате, если магазин откажется возвращать деньги добровольно.