Миграционное законодательство предусматривает две формы регистрации граждан в зависимости от характера их проживания и специфики жилого помещения, в котором они проживают. Регистрация носит уведомительный характер и является обязательной. Отсутствие прописки влечет ответственность. Ни один из видов регистрации не порождает прав собственности. И временная, и постоянная прописка без права на жилплощадь. Чем отличается временная прописка от временной регистрации?
Что такое прописка
Прописка – это государственная система контроля, фиксации и обобщения сведений о внутренней миграции граждан РФ. Прописка основана на принципе жесткой привязки места проживания гражданина к адресу, где он зарегистрирован. Ранее этот адрес определял также место учебы, обращения в государственные органы, получения медицинской помощи. С 1993 года прописка отменена и получение госуслуг от нее не зависит.
Важно! На ее место, согласно ФЗ № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения…», пришел регистрационный учет, сохранивший принцип привязки к конкретному адресу. Несмотря на то, что регистрация является одним из возможных условий получения услуг в конкретном ведомстве, отсутствие ее не может стать основанием для ограничения гражданских прав, согласно ст. 3.
Полученная от граждан информация о месте проживания фиксируется в базе данных, администрирование которой осуществляет миграционное управление - ГУВМ МВД. Эти адресно-справочные сведения используются государственными и муниципальными органами. Поэтому отсутствие регистрации или нарушение ее правил могут привести к административной ответственности по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП. Фиктивная же регистрация может повлечь и уголовную ответственность по ст. 322.2 УК.
Виды регистрации
Законодатель делит регистрационный учет на два вида:
- По месту жительства – регистрация по адресу, где лицо проживает постоянно или преимущественно как собственник, наниматель либо член семьи такого лица. Получить регистрацию гражданин обязан в 7-дневный срок с момента переезда на новое место постоянного проживания.
- По месту пребывания – регистрация по адресу, проживание в котором носит временный характер. Это жилье родственников или друзей, гостиницы, санатории, больницы, туристические базы, учреждениях исполнения наказаний. Обязанность такой регистрации возникает, если срок предполагаемого пребывания составит более 90 суток, а адрес пребывания находится за пределами региона, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства.
Важно! В 2019 году обе регистрации могут существовать параллельно и не аннулируют друг друга.
Виды прописки
Термин "прописка" упразднен вместе с институтом прописки и заменен на термин "регистрация". Виды прописки и виды регистрации - тождественные понятия.
Права при прописке
Сама по себе прописка не порождает, а лишь фиксирует права человека. Прохождение регистрационного учета – это обязанность граждан, получивших и реализовавших право на постоянное или временное проживание. Право проживания возникает на основании закона у членов семьи или на основании таких сделок: договора купли-продажи квартиры, договора найма жилья, договора безвозмездного пользования, в том числе если они заключены устно.
Важно! Регистрация в данном контексте подтверждает факт проживания или пребывания лица по указанному адресу, но не обязывая лицо на практике проживать здесь. Действительно, при регистрации собственник дает согласие на прописку лица, но сам факт такого согласия не позволяет прописанному лицу требовать доступа к жилью.
Порядок регистрации в квартире
Оформление как временной, так и постоянной прописки осуществляется в уведомительном порядке. Оформлять регистрацию вселенных граждан - это не право, а обязанность собственника, за нарушение которой он может понести ответственность.
Правила прохождения регистрационного учета утверждены Постановлением Правительства № 713. Особенности процедуры оформления определены Админрегламентом, утв. Приказом МВД № 984. В соответствии с ними, порядок прохождения учета включает следующие этапы:
- Подготовка документов и заявления по Форме № 1 и № 6 в зависимости от порядка подачи заявления.
- Передача документов ответственному лицу или в подразделение ГУВМ МВД. Ответственными лицами считаются уполномоченные сотрудники ТСЖ, ЖСК, УК, сотрудники МФЦ, собственник жилья. Они в 3-дневный срок обязаны передать документы в ГУВМ. Документы также могут быть поданы в миграционное управление через сайт Госуслуги либо направлены по почте.
- Рассмотрение заявления и документов сотрудниками миграционного управления. В зависимости от характера регистрации и порядка подачи он может занять от 3 до 8 суток.
- Получение свидетельства о временной или постоянной регистрации.
Важно! Предварительное снятие с учета по старому адресу возможно, но обязательным не является. Это происходит автоматически, как только гражданин регистрируется по новому адресу.
Необходимые документы
Конкретный пакет документов будет зависеть от характера регистрации. Гражданину потребуется:
- заявление;
- паспорт;
- документ – основание для вселения: договор купли-продажи жилья или найма квартиры;
- листок убытия, если гражданин снялся с учета прежде чем выехать со строго адреса;
- письменное согласие иных жильцов квартиры, если она находится в соцнайме у лица, осуществляющего временное вселение.