Регистрационный учет – это прописка граждан РФ по адресу постоянного или временного проживания. Правила регистрации по месту жительства граждан РФ путают с миграционным учетом, проводимым в отношении иностранцев. При этом срок регистрации по месту жительства как для граждан РФ, так для иностранцев идентичен. В каком порядке становятся на учет иностранные граждане и правила регистрации по месту жительства граждан РФ расскажем в статье.
Новые требования к регистрации иностранцев
Прописка граждан РФ и учет иностранцев – разные процедуры. В отношении иностранных граждан применяется процедура миграционного учета. В ее рамках иностранцы и апатриды, в зависимости от порядка их нахождения в РФ и места проживания, подлежат обязательной регистрации по месту постоянного проживания и учету по месту пребывания.
В отношении временно пребывающих иностранцев учет обеспечивает принимающая сторона: наймодатель, родственники, ВУЗ. Регистрация по адресу постоянного проживания, при наличии РВП или ВНЖ, проводится иностранными гражданами самостоятельно путем направления уведомления в орган регистрационного учета в соответствии с Главой 3 Закона о миграционном учете.
С июля 2018 года внесены изменения в порядок учета иностранцев по месту временного пребывания. Изменения коснулись:
- Обязанности иностранцев становится на учет. Обязанность возлагается не на иностранцев, а на принимающую сторону. Это освобождает иностранцев от ответственности по ст. 18.8 КоАП за отсутствие временной регистрации.
- Формулировки места пребывания. Теперь таковым признается любое помещение, используемое иностранцем регулярно в качестве места для сна и отдыха, в том числе если оно не определено как жилое.
- Определение принимающей стороны. Таковой считается любое лицо, которое предоставило иностранцу место для сна и отдыха.
- Обязанности работодателя в постановке иностранца на учет. Он будет признаваться принимающей стороной лишь в случаях, когда иностранец будет проживать в помещении, принадлежащем работодателю, в том числе, если оно будет находиться по месту фактического исполнения трудовых функций.
Правила прописки россиян
Оформление постоянной регистрации по адресу жительства для россиян является обязательным в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о свободе передвижения №5242-1. Адресом жительства в России признается адрес жилого помещения, в котором лицо постоянно или преимущественно проживает. В качестве основания проживания может выступать:
- право собственности на жилье;
- договор найма жилого помещения;
- договор безвозмездного пользования жильем;
- разрешение собственника жилья;
- родственные отношения с собственником;
- решение суда о вселении.
Оформить постоянную регистрацию необходимо в 7-дневный срок с момента прибытия на новый адрес. В случае нарушения данного правила, с восьмого дня с момента прибытия, гражданину вменяется наказание по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП. Если он оформит фиктивную регистрацию, ему угрожает уже ст. 322.2 УК РФ.
Правила прохождения регистрации утверждены Постановлением Правительства № 713. Особенности процедуры оформления определены Админрегламентом, утв. Приказом МВД № 984.
Важно! Предварительное снятие с учета по старому месту жительства возможно, но не обязательно. Оно осуществляется автоматически, как только гражданин регистрируется по новому адресу.
Какие документы нужны
При прохождении постоянной регистрации гражданину, согласно ст. 6 ФЗ №5242-1, потребуется:
- заявление по форме № 6;
- удостоверительный документ;
- основание для вселения в помещение: договор купли-продажи или дарения, выписка из ЕГРН о праве собственности, договор соцнайма, письменное разрешение собственника;
- листок убытия, если лицо предварительно выписалось по старому адресу.
Важно! Закон позволяет гражданам не предъявлять в орган регистрации документы, сведения из которых имеются в распоряжении госорганов, например, выписку из ЕГРН.
Куда подавать заявление
Органом регистрации считается миграционное управление МВД и его подразделения на местах. Регистрирующиеся граждане не подают в него документы непосредственно, а передают через ответственных лиц. Ими считаются:
- уполномоченные лица ЖК, ЖСК, УК, ТСЖ и иных организаций, осуществляющих управление общим имуществом МКД;
- сотрудники МФЦ;
- собственники жилья, самостоятельно управляющие своими жилыми помещениями;
- должностные лица жилищного департамента местной администрации, в случае вселения в жилье по договору соцнайма.
В случае отсутствия таких лиц, собственники могут обратиться в регистрационный орган самостоятельно. Сделать это можно:
- через портал Госуслуги – документы подаются в электронной форме, после чего повторно представляются в натуральной;
- по почте, документы о вселении должны быть заверены нотариально.
Важно! Результат прохождения процедуры – отметка в паспорте либо получение свидетельства о постоянной прописке.