Прокуратура – орган общего надзора за соблюдением законодательства, потому жалобы и обращения поступают именно к ней. Коллективная жалоба в прокуратуру – образец ведения совместной стратегии по защите нарушенных прав, когда нарушения коснулись целого круга лиц. Как выглядит коллективное заявление в прокуратуру? Образец в конце публикации.
Когда жалоба считается коллективной
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре», надзор за соблюдением законодательства – это ключевая функция органов прокуратуры. Реализуя эти функции, прокуратура рассматривает обращения и жалобы от граждан, в которых они сообщают о нарушениях законодательства со стороны государственных и муниципальных органов, должностных лиц, физических и юрлиц.
Важно! В соответствии с п. 1.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утв. Приказом ГП РФ № 45, обращения могут быть индивидуальными – направляет один человек, или коллективными. Согласно пп. 6 п. 1.9 Инструкции, коллективной считается жалоба, поданная двумя и более лицами совместно.
Предмет коллективной жалобы в прокуратуру – это нарушение законодательства, затрагивающее и нарушающее законные права и интересы 2-х и более лиц, если все они или некоторые из них обратились с такой жалобой.
Прокуратура не ограничивает граждан в праве на коллективное обращение. Законом не установлено лимитов на количество заявителей, в отношении которых прокуратура готова рассматривать нарушения прав и интересов. Сколько бы лиц не подписалось под обращением - в отношении каждого из них оно будет рассмотрено. Закон обязывает прокуроров давать мотивированный и обоснованный ответ на жалобу. Такой ответ в письменном виде должен быть направлен каждому подписанту коллективного обращения, если они оставили свои контакты.
Предметом для коллективного обращения в прокуратуру выступают нарушения законодательства со стороны:
- управляющий компаний, ТСЖ, ЖСК и иных организаций осуществляющих управление общим имуществом МКД;
- застройщиков и девелоперских компаний при срыве сроков сдачи дома в эксплуатацию;
- работодателей при массовой задержке или невыплате зарплаты;
- туристических компаний при задержках рейсов, предоставлении услуг ненадлежащего качества;
- председателя кооператива, например, за нецелевое расходование взносов;
- застройщиков парковых зон, если это затрагивает интересы жильцов окружающих местностей;
- развлекательных заведений, если их деятельность нарушает общественный порядок;
- руководства образовательных учреждений.
Как составить жалобу
Так как законодательством не установлено единого бланка для обращений со стороны граждан, составлять жалобу необходимо в свободной форме. Ключевое условие – составление документа с учетом общепринятых правил деловой переписки.
Как и куда подать коллективную жалобу
Коллективную жалобу рекомендуется подавать в подразделение прокуратуры по месту выявления нарушений или месту нахождения того органа или организации, в отношении которой подается жалоба. Если разрешение вопроса входит в компетенцию иного прокурорского подразделения, обращение будет перенаправлено по принадлежности в 7-дневный срок с момента его регистрации, о чем заявители уведомляются в письменной форме.
Важно! Существует несколько вариантов подачи обращения в прокуратуру: лично в нужное подразделение или через интернет-приемные на сайтах региональных или местных прокуратур. Применительно к коллективной жалобе, рекомендуется направлять обращение по почте с описью вложений и уведомлением о вручении.
Допускается, но не рекомендуется обращение и в Генпрокуратуру. Привлечение высшего руководства ведомства не принесет желаемого эффекта. Она не будет рассматривать бумагу самостоятельно до тех пор, пока не будет решений от нижестоящих прокуроров. Для этого они «спустят» жалобу в порядке подчиненности надлежащему прокурору. Реальный эффект можно получить только тогда, когда районная и областная прокуратура приняли решения, которые не удовлетворили заявителей.