1. Главная
  2. Юридические публикации

Досудебный порядок урегулирования споров

Досудебный порядок урегулирования споров

Досудебный порядок урегулирования споров – это путь устранения разногласий между сторонами до или без обращения в суд. Он заключается в направлении претензии и проведении переговоров. Претензионный порядок урегулирования споров может быть как добровольным, так и обязательным.

Что такое досудебное урегулирование

Это процедура устранения возникших между сторонами договора разногласий в отношении порядка, качества и факта исполнения возложенных обязательств до обращения в суд. Досудебное урегулирование допускается в отношении споров любого характера, если они возникают в рамках гражданско-правовых отношений.

Досудебный порядок является претензионным и заключается в направлении стороной, чьи права и интересы нарушены, в пользу другой стороны письменной претензии. Претензия – это выраженное в письменном виде обращение стороны с описанием сути проблемы, нарушенных обязательств, явившихся основанием для обращения, обстоятельств их нарушения и письменных требований устранения нарушения.

Виды досудебного урегулирования споров

С точки зрения процессуального веса практика различает обязательное и добровольное досудебное урегулирование. Обязательным оно является в случаях, когда:

  • урегулирование предусмотрено законом: споры при расторжении договора аренды по ч. 3 ст. 619 ГК; при изменении или расторжении алиментного соглашения по п. 4 ст. 101 СК РФ; разногласия, вытекающие из отношений по услугам связи - п. 4 ст. 55 ФЗ «О связи»;
  • урегулирование предусмотрено договором – стороны вправе самостоятельно обязать друг друга к досудебному урегулированию на случай возникновения у одной из них судебных претензий. Предусматривать это можно в любом договоре, для которого такой порядок не является обязательным.

С точки зрения порядка досудебного урегулирования различают следующие виды:

  1. Претензионный порядок. Заключается в ведении претензионной переписки.
  2. Проведение переговоров. Вид урегулирования, характерный для корпоративных и хозяйственных споров. Заключается в личной коммуникации между сторонами, где каждая обладает равными возможностями в контроле над ситуацией.
  3. Медиация. Вариант, предусматривающий участие в процессе посредника – медиатора. Применение данного способа осуществляется на основании соглашения сторон - ст. 7 Федерального закона № 193 «О процедуре медиации».

Порядок досудебного урегулирования споров ГК РФ

Определение перечня правоотношений, в отношении которых при возникновении разногласий предусмотрен обязательный внесудебный порядок разрешения споров, возлагается на отдельные нормы гражданского законодательства. Ими же частично определен и порядок такого урегулирования. Так, обязательное претензионное урегулирование предусмотрено в отношении споров:

  • при заключении обязательных договоров - п. 1 ст. 445 ГК;
  • о расторжении или изменении договоров - п. 2 ст. 452 ГК;
  • о расторжении соглашение об аренде - ч. 3 ст. 619 ГК;
  • при заключении соглашений о государственных и муниципальных поставках - п. 4 ст. 529 ГК;
  • возникших в рамках отношений по перевозке грузов - п. 2 ст. 797 ГК;
  • возникающих в рамках реализации исключительных прав - п. 5.1 ст. 1252 ГК.

Важно! Предусмотренный статьями кодекса порядок предполагает, что стороны, имеющие претензии к контрагентам, перед тем как подать исковые заявления в судебную инстанцию, должны направить второй стороне претензию. В некоторых случаях законом также определен обязательный срок, в течение которого истцы не могут обращаться в суд. В отношении споров о расторжении или изменении заключенных договоров такой срок, если не определен претензией, составляет 30 дней.

Гражданское законодательство позволяет сторонам самостоятельно определять особенности досудебного регулирования споров при наличии необходимости.

Процедура урегулирования разногласий

  1. Составление претензии. Установленного образца претензий не существует, претензии составляются в свободной форме.
  2. Отправка обращения. Претензия может быть направлена контрагенту любым способом, которым можно подтвердить дату и факт отправки. В качестве такого способа используется почтовое отправление с описью вложений и уведомлением о вручении.
  3. Ожидание ответа. В зависимости от характера отношений между сторонами может быть установлен срок рассмотрения претензии. В отношении претензий, направленных страховщику по ОСАГО, срок составляет 10 дней. Если он не установлен законом, в качестве срока ожидания берется разумный срок, определяемый в тексте претензии, который обычно составляет 10-15 дней с момента получения документа.
  4. Рассмотрение претензии контрагентом. Получив претензию, контрагент рассматривает изложенные факты и требования, после чего принимает решение в их отношении. Это может быть частичное или полное удовлетворение требований, а также отказ в удовлетворении. В случае обязательного досудебного урегулирования закон обязывает сторону дать письменный и обоснованный ответ на претензию.
  5. Получение ответа. На основании полученного ответа и изложенных обоснований и предложений, сторона принимает решение о судебном порядке разрешения спора.

Несоблюдение порядка досудебного урегулирования

Если досудебное урегулирование определено сторонами или законом как обязательное, его несоблюдение влечет для истца негативные последствия. В соответствии с п. 1 ст. 135 ГПК, п. 1 ст. 129 АПК, исковое заявление, поданное без соблюдения претензионного порядка, подлежит возвращению истцу. А если оно принято – подлежит оставлению без рассмотрения.

Образец досудебного урегулирования (ссылка)

— расскажите друзьям

Смотрите также