Досудебный порядок урегулирования споров – это путь устранения разногласий между сторонами до или без обращения в суд. Он заключается в направлении претензии и проведении переговоров. Претензионный порядок урегулирования споров может быть как добровольным, так и обязательным.
Что такое досудебное урегулирование
Это процедура устранения возникших между сторонами договора разногласий в отношении порядка, качества и факта исполнения возложенных обязательств до обращения в суд. Досудебное урегулирование допускается в отношении споров любого характера, если они возникают в рамках гражданско-правовых отношений.
Досудебный порядок является претензионным и заключается в направлении стороной, чьи права и интересы нарушены, в пользу другой стороны письменной претензии. Претензия – это выраженное в письменном виде обращение стороны с описанием сути проблемы, нарушенных обязательств, явившихся основанием для обращения, обстоятельств их нарушения и письменных требований устранения нарушения.
Виды досудебного урегулирования споров
С точки зрения процессуального веса практика различает обязательное и добровольное досудебное урегулирование. Обязательным оно является в случаях, когда:
- урегулирование предусмотрено законом: споры при расторжении договора аренды по ч. 3 ст. 619 ГК; при изменении или расторжении алиментного соглашения по п. 4 ст. 101 СК РФ; разногласия, вытекающие из отношений по услугам связи - п. 4 ст. 55 ФЗ «О связи»;
- урегулирование предусмотрено договором – стороны вправе самостоятельно обязать друг друга к досудебному урегулированию на случай возникновения у одной из них судебных претензий. Предусматривать это можно в любом договоре, для которого такой порядок не является обязательным.
С точки зрения порядка досудебного урегулирования различают следующие виды:
- Претензионный порядок. Заключается в ведении претензионной переписки.
- Проведение переговоров. Вид урегулирования, характерный для корпоративных и хозяйственных споров. Заключается в личной коммуникации между сторонами, где каждая обладает равными возможностями в контроле над ситуацией.
- Медиация. Вариант, предусматривающий участие в процессе посредника – медиатора. Применение данного способа осуществляется на основании соглашения сторон - ст. 7 Федерального закона № 193 «О процедуре медиации».
Порядок досудебного урегулирования споров ГК РФ
Определение перечня правоотношений, в отношении которых при возникновении разногласий предусмотрен обязательный внесудебный порядок разрешения споров, возлагается на отдельные нормы гражданского законодательства. Ими же частично определен и порядок такого урегулирования. Так, обязательное претензионное урегулирование предусмотрено в отношении споров:
- при заключении обязательных договоров - п. 1 ст. 445 ГК;
- о расторжении или изменении договоров - п. 2 ст. 452 ГК;
- о расторжении соглашение об аренде - ч. 3 ст. 619 ГК;
- при заключении соглашений о государственных и муниципальных поставках - п. 4 ст. 529 ГК;
- возникших в рамках отношений по перевозке грузов - п. 2 ст. 797 ГК;
- возникающих в рамках реализации исключительных прав - п. 5.1 ст. 1252 ГК.
Важно! Предусмотренный статьями кодекса порядок предполагает, что стороны, имеющие претензии к контрагентам, перед тем как подать исковые заявления в судебную инстанцию, должны направить второй стороне претензию. В некоторых случаях законом также определен обязательный срок, в течение которого истцы не могут обращаться в суд. В отношении споров о расторжении или изменении заключенных договоров такой срок, если не определен претензией, составляет 30 дней.
Гражданское законодательство позволяет сторонам самостоятельно определять особенности досудебного регулирования споров при наличии необходимости.
Процедура урегулирования разногласий
- Составление претензии. Установленного образца претензий не существует, претензии составляются в свободной форме.
- Отправка обращения. Претензия может быть направлена контрагенту любым способом, которым можно подтвердить дату и факт отправки. В качестве такого способа используется почтовое отправление с описью вложений и уведомлением о вручении.
- Ожидание ответа. В зависимости от характера отношений между сторонами может быть установлен срок рассмотрения претензии. В отношении претензий, направленных страховщику по ОСАГО, срок составляет 10 дней. Если он не установлен законом, в качестве срока ожидания берется разумный срок, определяемый в тексте претензии, который обычно составляет 10-15 дней с момента получения документа.
- Рассмотрение претензии контрагентом. Получив претензию, контрагент рассматривает изложенные факты и требования, после чего принимает решение в их отношении. Это может быть частичное или полное удовлетворение требований, а также отказ в удовлетворении. В случае обязательного досудебного урегулирования закон обязывает сторону дать письменный и обоснованный ответ на претензию.
- Получение ответа. На основании полученного ответа и изложенных обоснований и предложений, сторона принимает решение о судебном порядке разрешения спора.
Несоблюдение порядка досудебного урегулирования
Если досудебное урегулирование определено сторонами или законом как обязательное, его несоблюдение влечет для истца негативные последствия. В соответствии с п. 1 ст. 135 ГПК, п. 1 ст. 129 АПК, исковое заявление, поданное без соблюдения претензионного порядка, подлежит возвращению истцу. А если оно принято – подлежит оставлению без рассмотрения.