Претензионный порядок урегулирования спора – один из вариантов внесудебной защиты нарушенных прав и интересов сторон гражданских правоотношений и урегулирования разногласий между ними. Один из примеров – досудебное письмо должнику, образец которого представлен в статье. Претензионный порядок может быть как добровольным, так и обязательным. Какой срок рассмотрения досудебной претензии?
Что такое досудебная претензия
Претензия – это письменный деловой документ, содержащий требования одной из сторон правоотношений об устранении второй стороной допущенных нарушений по исполнению обязательств.
Важно! Основная функция – восстановление нарушенных прав заявителя и решение возможного конфликта во внесудебном порядке. Это позволяет сократить издержки сторон на устранение разногласий, сохранить деловые отношения и репутацию.
По виду претензионный порядок делится на:
- Обязательный, если стороны решили предусмотреть это соглашением либо это определено законом. Несоблюдение претензионного порядка станет препятствием для рассмотрения искового заявления в судебном порядке. В соответствии со ст. 135 ГПК ист. 222 ГПК оно подлежит возвращению истцу без принятия, а если было принято – оставлению без рассмотрения. Данное правило действует и для арбитражного процесса.
- Добровольным, во всех остальных случаях. Если его применение не установлено законом или договором как необходимое, направлять претензию не обязательно. Такой шаг приветствуется при разбирательстве в суде.
Характер претензии будет зависеть от сути правоотношений между сторонами. Это может быть письмо:
- о взыскании просроченной задолженности;
- о возврате товара ненадлежащего качества;
- о просрочке поставки товара или исполнения услуг;
- о возмещении причиненных действиями контрагента убытков;
- о возврате излишне уплаченных средств;
- о занижении страховщиком размера причиненного ущерба.
Важно! Если контрагент не исполняет заявленного в обращении требования, заявитель подает исковое заявление и вопрос рассматривается в рамках гражданского судопроизводства.
Претензия по ГК
Гражданским кодеком определен ряд договоров, споры по которым рассматриваются с обязательным соблюдением претензионного порядка урегулирования:
- при заключении договоров в обязательном порядке - п. 1 ст. 445 ГК;
- при расторжении или изменении содержания договоров п. 2 ст. 452 ГК;
- при расторжении соглашений об аренде ч. 3 ст. 619 ГК;
- при заключении соглашений о государственных и муниципальных поставках п. 4 ст. 529 ГК;
- в рамках грузоперевозок п. 2 ст. 797 ГК;
- в рамках реализации исключительных прав п. 5.1 ст. 1252 ГК.
Важно! В этих случаях претензия является обязательной. Это не исчерпывающий перечень правоотношений. Помимо ГК, обязательность досудебного урегулирования может устанавливаться и другими законами. С полным перечнем правоотношений можно ознакомиться здесь.
Сроки рассмотрения
Единых сроков, в течение которых контрагент обязан рассмотреть претензию, законом не определено. В отношении тех договоров, где досудебная претензия является обязательным условием подачи иска, сроки рассмотрения могут быть установлены индивидуально. Например, в отношении споров о расторжении банковского счета срок рассмотрения претензии составляет 1 месяц по ст. 859 ГК,в отношении споров о выплатах по договору автогражданки – 10 дней по ст. 16.1 ФЗ "Об ОСАГО", а в отношении споров об изменении условий договоров – 30 дней по ст. 452 ГК.
Важно! Если срок ни законом, ни договором не оговорен, за основу берется «разумный срок», определяемый заявителем в тексте претензии. В качестве такого срока берется период в 10-15 дней с момента получения претензии.
Содержание досудебной претензии
Законодательством не предусмотрено образца и бланка для составления претензии, потому она составляется в свободной форме с учетом правил и требований деловой переписки. В отношении отдельных договоров и споров законом может быть установлен перечень реквизитов, обязательно отражаемых в претензии:
- наименование контрагента, заявителя, их адреса и контакты;
- реквизиты и дата заключения договора, на основании которого возникли отношения;
- обстоятельства, предшествующие спорной ситуации;
- права и интересы, которые по мнению заявителя нарушены контрагентом;
- ссылка на нормативные акты или положения договора, обосновывающие позицию;
- требования, предъявляемые ко второй стороне;
- предупреждение об обращении в суд в случае отказа;
- перечень документов, дата, подпись.
Как направить претензию
Важно! Заявитель вправе направить претензию любым способом. Ключевое условие – подтверждение факта и даты отправки.
Среди доступных вариантов:
- направление обращения по почте заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении;
- личная передача в офис контрагента с обязательной отметкой на втором экземпляре о дате приема и номере в журнале входящей корреспонденции;
- отправка на e-mail. Подтвердить достоверность отправки для суда можно лишь заверив распечатку нотариально.