С 1 марта 2019 года в закон о продаже сигарет были внесены изменения, касающиеся нанесения на продукцию средств идентификации. Это призвано обеспечить более строгий учет оптовой и розничной торговли табачными изделиями. При этом штраф за продажу сигарет несовершеннолетним увеличен не был. Что изменили вступившие в силу изменения?
Закон о продаже табака 2019
С 01.03.2019 года в РФ вступили в силу изменения в законодательстве, введенные ст. 24 ФЗ № 272. В соответствии с ними статья 18 ФЗ № 15 «Об охране здоровья граждан…» установила новые требования учета осуществления оптовой и розничной торговли табачными изделиями.
Важно! Введенный в статью пункт 2.1 и 3 обязал производителей табачных продуктов наносить на изделия специальную цифровую маркировку в качестве средства идентификации. Цифровой код наносится на продукцию в формате Data Matrix. Используя специальные считывающие средства с его помощью можно отследить путь каждой пачки от производителя.
В код включается информация:
- GTIN – код международной системы, содержащий сведения о продукте и ее производителе;
- идентификационный код, определяющий номер экземпляра продукции;
- криптографический код проверки.
Учет осуществления оптовой и розничной торговли – это одна из мер предотвращения незаконной торговли сигаретами. Проверка средств идентификации возлагается на лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю.
Перечень кодов будет запрашиваться в Центре развития перспективных технологий, который является оператором системы мониторинга оборота табачной продукции. Все дальнейшие передвижения продукции будут отслеживаться в системе по присвоенному продукции коду. При поступлении очередной партии точка продажи сможет проверить легальность поставленной ей продукции.
Важно! При продаже табачной продукции с 01.03.2019 кассир сканирует код маркировки, который автоматически отображается в чеке покупателя. Параллельно такой код отображается у оператора фискальных данных, который передает его в информационную систему мониторинга оборота, после чего позиция списывается с остатков продавца.
Реализация описанного механизма – обязанность предприятия, осуществляющего реализацию табака. Для осуществления такой реализации они с 1 марта должны иметь:
- двухмерные сканеры штрих-кодов;
- кассовый аппарат с соответствующим ПО, который способен отображать на фискальном чеке сигаретную маркировку;
- учетную систему, подключенную к системам электронного документооборота для обмена данными с системой мониторинга табачной продукции.
Штраф за продажу сигарет
Еще одно нововведение – это усиление ответственности продавцов за реализацию табачной продукции несовершеннолетним. На 1.02.2019 года, в соответствии со ст. 20 ФЗ № 15 введен запрет на продажу ребенку табачной продукции, запрет на вовлечение его в процесс курения путем покупки ему сигарет, а также запрет на предложение или требование от ребенка употребления табака любым способом. Аналогичный запрет действует и в отношении алкоголя.
Если продавец нарушит запрет, ему угрожает административная ответственность по ч. 3 ст. 14.53 КоАП. В случае фиксации такого нарушения на него будет наложен штраф 3-5 тыс. рублей. Чтобы избежать ответственности, в случае возникновения у продавца сомнений в возрасте покупателя, он вправе потребовать предъявления документов, удостоверяющих личность. Если такой документ отсутствует, а сомнения остаются, п. 3 ст. 20 ФЗ № 15 запрещает реализатору отпускать табачную продукцию.
Важно! Но указанный штраф может быть увеличен. Новая антитабачная инициатива в конце 2018 года поступила от депутатов Ленинградской области и впоследствии была одобрена Минздравом. Суть предложения – 10-кратное повышение максимального штрафа для физлиц до размера в 50 тыс. рублей. Но на 1.03.2019 года законопроекта в ГД внесено не было.
Правила торговли табачными изделиями
Что касается правил торговли сигаретам, то они остаются прежними. Ранее действующие ограничения сохранились. Согласно ст. 19 ФЗ № 15:
- допускается торговля только в магазинах и павильонах, а если таковые объекты торговли в населенных пунктах отсутствуют – продажа сигарет допустима и с иных торговых объектов;
- не допускается продажа сигарет на ярмарках, дистанционным способом, в том числе путем использования автоматов по продаже;
- информация о табачном ассортименте размещается путем размещения письменного перечня представленной продукции. Запрещается розничная продажа с выкладкой и демонстрацией, продемонстрировать товар продавец может только после предварительного ознакомления покупателя с продукцией и по его требованию;
- запрещена продажа табака и продукции без потребительской тары, поштучно либо в количестве, отличном от 20-ти.
Установлен запрет на продажу сигарет:
- в помещениях учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, санаторно-курортного оздоровления, в общественном транспорте, в государственных и муниципальных органах;
- в торговых точках, находящихся на расстоянии менее 100 метров от образовательных учреждений;
- на Ж/Д, авто-, морских вокзалах, станциях метро, гостиницах и жилых домах, помещениях предоставления бытовых услуг.